Благовестная Анастасия Юрьевна, воспитатель

Мастер-класс для воспитателей «Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни»

«Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни»

 

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни.

Задачи:

- раскрыть перед педагогами систему работы по сенсорному развитию детей раннего возраста в повседневной жизни;

- показать эффективные формы и методы работы;

- продемонстрировать варианты использования авторских дидактических пособий в работе по развитию сенсорного восприятия детей.

Добрый день коллеги! Давайте с вами рассмотрим вот этот чудесный мешочек (Показывает мешочек, и предлагает узнать, какого цвета, размера и формы предметы лежащие внутри, выслушивает предположения).

- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлен, возбужден, напуган или встречается с неизвестным.

- Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Освоение их свойств и качеств без разумного руководства взрослых, нередко оказывается поверхностным и неполноценным. Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомимся с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию.

Авторский подход к разрешению проблемы

Апробация методов и приемов, предлагаемых автором

На мольберт прикреплены карточки

- Познание неизвестного объекта мы проводим с помощью анализаторов, давайте их назовем?

(педагоги отвечают, если их ответ совпадает с аспектом нарисованном на карточке, мастер открывает ее)

- глаз (цвет, форма, величина);

- ухо (звуки);

- язык (вкус);

- нос (запахи);

- рука (вес, фактура, температура);

В своей работе мной была использовала повседневная среда, для развития сенсорного восприятия детей раннего возраста. Для этого была создана необходимая обстановка, которая в значительной степени влияет на развитие мозга в раннем возрасте.

Очень эффективна в работе использование различных видов игр. Игра для малыша является способом познания мира вещей с различными свойствами и качествами. В игре ребенка раннего возраста можно ознакомить с понятиями: цвета, формы, величины.

Цвет - это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.

В процессе ознакомления детей с цветом можно выделить следующие этапы:

• Развитие цветов по принципу «такой - не такой» (слайд пособие «Шарики»);

• Зрительное соотнесение цветов – выбор цвета по образцу (слайд п/игра «Беги ко мне»);

• Закрепление представлений о цвете в слове (слайд д/игра «Четвертый лишний»);

Эти этапы можно осуществлять с помощью различных видов игр и пособий.

Сейчас я вам предлагаю варианты игр, задача 1 и 2 подгруппы найти игры по принципу «такой – не такой», 3 и 4 найдут игры по принципу зрительное соотнесение цветов или выбор цвета по образцу, 5 и 6 группы выберут игры на закрепление представлений о цвете в слове, приступаем.

(Ответы педагогов)

Форма – внешние очертания, наружный вид предмета. Форму различают как плоские фигуры и объемные геометрические тела.

В процессе знакомства детей с формой предметов выделяют следующие этапы:

• Практические действия (слайд д/игра «Дидактический куб»);

• Зрительное восприятие формы (слайд д/игра «Найти такую же фигуру»);

Сейчас я предлагаю вам рассмотреть картинки с изображением играющих детей, и сказать к какому из аспектов ознакомления детей с формой он относится. (Фото играющих детей «Катится – не катится»«Фигуры играют в прятки»«Найди такую же фигуру»«Найди лишнюю фигуру»«Дидактический куб»«Спрячемся от дождика»)

Величина – это значимое свойство предметов. Сначала величину обозначают при помощи слов такой – не такой, затем словами большой – маленький, а в последующем используют понятия, обозначающие конкретные параметры величины: высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий.

В процессе ознакомления детей с величиной используются те же этапы, что и с формой.

Теперь хочу предложить 1,2,3 подгруппе придумать игры на развитие практических действий, а 4,5,6 на развитие зрительного восприятия величины.

А мы продолжаем.

Предметно-развивающая среда группы была пополнена интересными дидактическими пособиями. Эти пособия наряду с задачами на развитие сенсорикииграют большую роль в развитии мелкой моторики.

Например: (слайды)

«Загадочные пуговки» - Развитие умения узнавать и называть цвета, развитиемелкой моторики пальцев рук.

«Радуга» - Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,

развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Карусель» - Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие различать предметы один – много.

Хочу познакомить вас с пособием (показывает) «Чудо дерево». Это пособие многофункциональное – оно развивает мелкую моторику рук, восприятие цвета, и количества предметов один – много. Давайте попробуем поиграть (вызывает педагога).

Под стихотворные строки: Взялись цвета мы изучать

Ну и с чего же нам начать?

Есть чудо дерево у нас

Поможет нам оно сейчас

Мы в руки яблочки возьмём

Будем с ними мы играть,

И шнурочки подбирать.

Уважаемые педагоги 1,2 групп я предлагаю вам подумать и предложить варианты усложнения пособий, для игр с детьми (пособия «Чудо дерево»«Домик»); ?

Педагогов 3 и 4 подгруппы придумать художественное слово для игр с пособиями («Радуга»«Загадочные пуговки»);

А педагогов 5 и 6 подгруппы я попрошу придумать сюрпризный момент для знакомства детей с пособиями («Занимай-ка»«Карусель»)

- Жизнь детей в группе строилась так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Как вы думаете, что можно добавить в центры группы, что бы прослеживалась сенсорная среда?

1 и 2 Центр экологии, центр воды и песка, центр сенсорики и мелкой моторики;

3 и 4 Центр конструирования, центр книги, центр музыки;

5 и 6 Речевой центр, двигательный центр, центр игры;

Рефлексия (самоанализ)

Представленная вам, система работы по развитию сенсорного восприятия в повседневной жизни детей раннего возраста, позволила добиться положительных результатов в развитии детей: различие цветов, форм, величин, помогла сблизиться с родителями.

Упражнение на рефлексию «Бусы»:

- Мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу увиденных вами методов и приемов работы с детьми. Я предлагаю вам выразить его, на обратной стороне бусин, которые лежат на ваших столах (на каждом столе лежат разноцветные, вырезанные заранее из цветной бумаги).

По окончанию педагог проходит с ниткой и надевает на нее бусины с написанными на них мнениями, и просит разрешения надеть их.

1 февраля 2021 в 13:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.