Благовестная Анастасия Юрьевна, воспитатель
Доклад «Пальчиковые игры - основа развития речи детей раннего возраста»УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 44»
141532, Московская область, тел. 8(4962) 63-73-03 городской округ Солнечногорск, e-mail: mdou44@mail.ru д. Радумля, мкрн. Механического завода № 1
Пальчиковые игры - основа развития речи детей раннего возраста
Подготовила: Благовестная А.Ю.
2021 Пальчиковые игры – основа развития речи детей раннего возраста (из опыта работы)
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления! Пальчиковые игры – основа развития речи детей раннего возраста. (слайд 1) На слайде вы видите план нашего заседания. В своем выступлении я раскрою закономерности речевого развития детей раннего возраста, выделю задачи нашей работы по предложенной теме, раскрою методику использования пальчиковых игр в работе с детьми раннего возраста и особенности нашей системы работы по использованию пальчиковых игр и несколько слов о взаимодействии с семьями воспитанников по данному направлению работы. Для самостоятельного изучения вам предложены следующие методические материалы: банк пальчиковых игр, методические пособия, план по использованию пальчиковых игр, материалы по взаимодействию с семьей. (слайд 2)
В качестве эпиграфа к нашему разговору слова известного педагога и ученого: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский, «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В. М. Бехтерев (слайд 3) На всех этапах жизни ребенка движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, в настоящее время вечно занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью. Педагоги отмечают ежегодное увеличение количество неговорящих детей при поступлении в детский сад. В настоящее время у большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ложки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. (слайд 4) Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е.И. Исенина, М.И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. И была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. А неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. И это именно так. (слайд 5) Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. (слайд 6) Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. (слайд 7) Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Кроме того, пальчиковые игры помогают выработать у детей такие качества как формирование адекватной самооценки, повышение уверенности, нормализацию отношений со сверстниками, а также способность мобилизовываться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры - это пальчики ребят. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка. (слайд 8) Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и, конечно же, новых форм общения. На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Между 2 и 3 годами происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем речь детей ситуативна. Она привязана к тем условиям и обстоятельствам, которые ребёнок воспринимает и в которых он действует. Она осуществляется в процессе диалога, т. е. требует постоянной поддержки со стороны собеседника. Словарный запас должен за этот год значительно возрасти. Если в 2 года он в среднем составляет 270 слов, а в 2,5 года — 450, то в 3 года — это уже 800, а у хорошо развитых детей — более 1000 слов. (слайд 9) Целью нашей работы является: развитие у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений. 1. Изучить литературу и опыт работы по данной теме. 2. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. 3. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры. 4. Повысить компетентность родителей о значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста. (слайд 10) Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании. Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух-четырехстрочный (специально для конкретного случая предназначенный) текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот - жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. (слайд 11) Помните, как в детстве мы играли "Сорока, сорока кашку варила, деток кормила...”? Попробуйте напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками. (слайд 12) Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. 4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. 5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. 6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Формы работы по развитию мелкой моторики рук — самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание); — игры с пальчиками с речевым сопровождением; — пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения. Одно условие необходимо соблюдать - пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему только радость. Упражнения по пальчиковым играм подбираются в соответствии с возрастными особенностями. (слайд 13) Ирина Александровна Лыкова дает такие советы по проведению пальчиковых игр: 1.Убедитесь в том, что малыши знают персонажей стихов, песенок и потешек. 2. Перед проведением пальчиковых игр убедитесь, что руки у детей теплые. 3.При проведении первых пальчиковых игр текст читайте медленно, чтобы дети успели показать движения. 4.Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 игр, новые игры вводите постепенно, исключая по одной из знакомых (но через время возвращайтесь к ней). (слайд 14) Игровой пальчиковый массаж. Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Основные приемы массажа - поглаживание, манипуляция. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Упражнения для массажа (или самомассажа) рук: 1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. 2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий. 3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз. 4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев. 5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек. 6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой. 7. Надавливание не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево. 8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание (слайд 15) Расслабление пальцев и кистей рук. Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево. «Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой. «Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед. «Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах. «Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения. Малышам предлагаем упражнения на катание пальчиками деревянных шариков, орехов различного диаметра. При этом стараемся вовлечь в движение все пальчики. Для этого упражнения использую также шарики из пластилина, бусы. Приговорки и потешки, которыми сопровождаю упражнения, делают их максимально эффективными, а также просто забавными и интересными. Я катаю свой орех, Чтобы был круглее всех, Вот так, вот так, Чтобы был круглее всех. Маленькая птичка принесла яичко, Мы с яичком поиграем, Мы яичко покатаем. Покатаем, не съедим, его птичке отдадим. (слайд 16) Пальчиковые игры с авторским текстом— это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры для детей необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Слива Игра с массажным мячиком
Сливу я держу в руке, Зажимаю в кулаке, Отпускаю, разжимаю И ладошками катаю. Кладем мячик на правую ладошку. Крепко сжимаем его. Раскрываем ладонь. Катаем мячик между ладонями.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно, тогда кисти рук и пальцы приобретут гибкость и подвижность.(слайд 17) Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий: -Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. -Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. -При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. -Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша. -Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. -Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых. -Никогда не принуждайте. -Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. -Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи. (слайд 18) В своей работе мы систематизировали имеющиеся методические рекомендации по использованию пальчиковых игр в работе с детьми раннего возраста, разработали перспективный план, составили картотеку. В нашей системе пальчиковые игры подобраны в зависимости от темы, которую мы проживаем с детьми. На слайде представлен перспективный план по использованию пальчиковых игр в работе с детьми 2-3 лет (слайд 19) Как вы видите, работа проводится в течение всего учебного года. (слайд 20) Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Цель таких упражнений - размять, разогреть руки ребенка. Упражнения очень простые: «Сгибание-разгибание», «Растирание», «Похлопывание» и т.п. Следующий этап - Самомассаж рук – цель: активизация биологически активных точек А далее непосредственно, Пальчиковая игра. На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”. Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда группы наполнена подобными игрушками. Собрано много материала на использование пальчиков игр: - большое количество природного материала: шишки, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое; - сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью, горохом, гречкой. -игры с песком, водой; - пальчиковый театр; - раскраски, трафареты; - виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины) - информационный банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук. (слайд 30) Важным условиям эффективной работы по развитию речи детей является правильное взаимодействие с семьями воспитанников. Работа по взаимодействию с семьей строиться в процессе личностно ориентированного общения. Мы используем разнообразные формы сотрудничества с родителями, такие как: индивидуальные беседы, консультации для родителей, на которых объясняем, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы. Даем рекомендации родителям, в которых убеждаем их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость. Консультации: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика». «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». Представляем информацию на стенд по темам «Наши пальчики играют», «Волшебные пальчики». Предлагаем памятки буклеты на разные темы. В группе имеется картотека пальчиковых игр, которой активно пользуются родители. (слайд 22) Подводя итог своей работы, я провела педагогическое наблюдение, в результате которого выяснилось: - большинство детей с удовольствием в своих играх используют пальчиковые игры и повторяют их; - дети, которые не умеют говорить, с удовольствием повторяют движения; - у многих детей достаточно хорошо развилась координация движений пальцев рук и кистей; - дети, у которых развитие речи не соответствовало норме, достигло уровня их возрастной нормы, обогатился их речевой запас.
Таким образом, систематическое использование пальчиковых игр в работе с детьми раннего возраста позволяет в игровой, занимательной форм эффективно развивать мелкую моторику руки, обогащать словарный запас детей, развивать познавательную сферу ребенка, что в конечном итоге способствует речевому развитию каждого ребенка. (слайд 24) На слайде предложен список литературы, которой мы использовали в своей работе (слайд 25)
3 марта 2021 в 07:57
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.