Благовестная Анастасия Юрьевна, воспитатель
Мастер - класс для воспитателей «Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни»УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 44»
141532, Московская область, тел. 8(4962) 63-73-03 городской округ Солнечногорск, e-mail: mdou44@mail.ru д. Радумля, мкрн. Механического завода № 1
Мастер-класс «Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни»
Подготовила: Благовестная А.Ю.
2020 «Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни»
Цель: познакомить педагогов с опытом работы по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни. Задачи: - раскрыть перед педагогами систему работы по сенсорному развитию детей раннего возраста в повседневной жизни; - показать эффективные формы и методы работы; - продемонстрировать варианты использования авторских дидактических пособий в работе по развитию сенсорного восприятия детей. Добрый день коллеги! Давайте с вами рассмотрим вот этот чудесный мешочек (Показывает мешочек, и предлагает узнать, какого цвета, размера и формы предметы лежащие внутри, выслушивает предположения). - Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлен, возбужден, напуган или встречается с неизвестным. - Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Освоение их свойств и качеств без разумного руководства взрослых, нередко оказывается поверхностным и неполноценным. Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомимся с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию. Авторский подход к разрешению проблемы Апробация методов и приемов, предлагаемых автором На мольберт прикреплены карточки - Познание неизвестного объекта мы проводим с помощью анализаторов, давайте их назовем? (педагоги отвечают, если их ответ совпадает с аспектом нарисованном на карточке, мастер открывает ее) - глаз (цвет, форма, величина); - ухо (звуки); - язык (вкус); - нос (запахи); - рука (вес, фактура, температура); В своей работе мной была использовала повседневная среда, для развития сенсорного восприятия детей раннего возраста. Для этого была создана необходимая обстановка, которая в значительной степени влияет на развитие мозга в раннем возрасте. Очень эффективна в работе использование различных видов игр. Игра для малыша является способом познания мира вещей с различными свойствами и качествами. В игре ребенка раннего возраста можно ознакомить с понятиями: цвета, формы, величины. Цвет - это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его. В процессе ознакомления детей с цветом можно выделить следующие этапы: • Развитие цветов по принципу «такой - не такой» (слайд пособие «Шарики»); • Зрительное соотнесение цветов – выбор цвета по образцу (слайд п/игра «Беги ко мне»); • Закрепление представлений о цвете в слове (слайд д/игра «Четвертый лишний»); Эти этапы можно осуществлять с помощью различных видов игр и пособий. Сейчас я вам предлагаю варианты игр, задача 1 и 2 подгруппы найти игры по принципу «такой – не такой», 3 и 4 найдут игры по принципу зрительное соотнесение цветов или выбор цвета по образцу, 5 и 6 группы выберут игры на закрепление представлений о цвете в слове, приступаем. (Ответы педагогов) Форма – внешние очертания, наружный вид предмета. Форму различают как плоские фигуры и объемные геометрические тела. В процессе знакомства детей с формой предметов выделяют следующие этапы: • Практические действия (слайд д/игра «Дидактический куб»); • Зрительное восприятие формы (слайд д/игра «Найти такую же фигуру»); Сейчас я предлагаю вам рассмотреть картинки с изображением играющих детей, и сказать к какому из аспектов ознакомления детей с формой он относится. (Фото играющих детей «Катится – не катится», «Фигуры играют в прятки», «Найди такую же фигуру», «Найди лишнюю фигуру», «Дидактический куб», «Спрячемся от дождика») Величина – это значимое свойство предметов. Сначала величину обозначают при помощи слов такой – не такой, затем словами большой – маленький, а в последующем используют понятия, обозначающие конкретные параметры величины: высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий. В процессе ознакомления детей с величиной используются те же этапы, что и с формой. Теперь хочу предложить 1,2,3 подгруппе придумать игры на развитие практических действий, а 4,5,6 на развитие зрительного восприятия величины. А мы продолжаем. Предметно-развивающая среда группы была пополнена интересными дидактическими пособиями. Эти пособия наряду с задачами на развитие сенсорикииграют большую роль в развитии мелкой моторики. Например: (слайды) «Загадочные пуговки» - Развитие умения узнавать и называть цвета, развитиемелкой моторики пальцев рук. «Радуга» - Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета, развитие мелкой моторики пальцев рук. «Карусель» - Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие различать предметы один – много. Хочу познакомить вас с пособием (показывает) «Чудо дерево». Это пособие многофункциональное – оно развивает мелкую моторику рук, восприятие цвета, и количества предметов один – много. Давайте попробуем поиграть (вызывает педагога). Под стихотворные строки: Взялись цвета мы изучать Ну и с чего же нам начать? Есть чудо дерево у нас Поможет нам оно сейчас Мы в руки яблочки возьмём Будем с ними мы играть, И шнурочки подбирать. Уважаемые педагоги 1,2 групп я предлагаю вам подумать и предложить варианты усложнения пособий, для игр с детьми (пособия «Чудо дерево», «Домик»); ? Педагогов 3 и 4 подгруппы придумать художественное слово для игр с пособиями («Радуга», «Загадочные пуговки»); А педагогов 5 и 6 подгруппы я попрошу придумать сюрпризный момент для знакомства детей с пособиями («Занимай-ка», «Карусель») - Жизнь детей в группе строилась так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Как вы думаете, что можно добавить в центры группы, что бы прослеживалась сенсорная среда? 1 и 2 Центр экологии, центр воды и песка, центр сенсорики и мелкой моторики; 3 и 4 Центр конструирования, центр книги, центр музыки; 5 и 6 Речевой центр, двигательный центр, центр игры; Рефлексия (самоанализ) Представленная вам, система работы по развитию сенсорного восприятия в повседневной жизни детей раннего возраста, позволила добиться положительных результатов в развитии детей: различие цветов, форм, величин, помогла сблизиться с родителями. Упражнение на рефлексию «Бусы»: - Мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу увиденных вами методов и приемов работы с детьми. Я предлагаю вам выразить его, на обратной стороне бусин, которые лежат на ваших столах (на каждом столе лежат разноцветные, вырезанные заранее из цветной бумаги). По окончанию педагог проходит с ниткой и надевает на нее бусины с написанными на них мнениями, и просит разрешения надеть их. 3 марта 2021 в 08:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.